На главнуюНаписать намenglish version
Поворотный мост

22 августа 2002
Мосты не только разводят, но и поворачивают.

Люди строят мосты, чтобы перебираться через реки. Если река большая, то по ней ходят большие корабли. Возникает противоречие. Мост должен быть, чтобы обеспечить движение с берега на берег, и моста не должно быть, чтобы обеспечить движение крупных судов. Один из способов разрешения этого противоречия (во времени) реализуется через разводной мост. Такой мост или один его пролет, располагающийся над фарватером, разделен на две части. Днем, когда много автомобилей, половинки моста опущены, а ночью поднимаются, и корабли свободно проходят по реке.
Разводной мост величественное сооружение. Кто хоть раз видел разводку такого моста, слышал как скрипят, напрягаясь, подъемные механизмы, удерживающие на весу огромные металлические конструкции, тот не усомнится в этом. Для подъема моста расходуется огромная энергия, поломка подъемного и удерживающего механизма чревата серьезными последствиями.
В 70-х годах в журнале «Юный техник» была опубликована заметка юного изобретателя, ход рассуждений которого был такой. Нам надо получить свободный от моста участок реки. Но для этого необязательно поднимать мост, достаточно повернуть его вокруг своей оси, чтобы он встал вдоль течения. Поворотная опора должна находиться в центре масс поворотного полотна моста. Тогда обе части уравновесятся, и конструкция будет иметь минимальную массу.
Такой поворотный мост намного проще разводного, и энергии для привода требует намного меньше. Мало того, можно использовать для поворота моста и течение реки. Если опустить с одной стороны моста в реку щит, то текущая вода сама развернет мост в нужное положение.
Нельзя сказать, что до этого предложения не строили поворотных мостов. К примеру, один из красивейших мостов Европы, Троицкий мост в Санкт-Петербурге, изначально был поворотным. Его первый проект был разработан всемирно известным инженером Эйфелем. Мост поворачивался на роликах, образуя два судоходных канала по 23 метра шириной.
Позже, когда стали строить большие корабли, мост реконструировали, заменив его поворотный пролет разводным шириной около 100 метров. Но изобретение мальчика было действительно изобретением, поскольку строившиеся поворотные мосты были к тому времени давно и прочно забыты. Кроме того, был предложен оригинальный привод поворота моста.
Как бы то ни было, но после опубликования коротенькой заметки в «Юном технике» интерес к поворотным мостам резко возрос. Такие мосты были постороены в различных странах мира. Один из наиболее впечатляющих проектов: мост, разработанный истститутом Киевгипротранс и построенный возле Николаева Одесской области, поворотный пролет которого имеет 134 метра в длину.
Изобретательский прием, использованный при замене подъема моста на его поворот, впоследствии был описан в ТРИЗ как «принцип эквипотенциальности»

Вторая формула ТРИЗ / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №2) / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №1) / Эволюция технологий обработки почвы / Нари, нари, генари... / ТРИЗ и Six Sigma – друзья или соперники?  / Использование метода ФСА+ТРИЗ для совершенствования очесывающего зерноуборочного устройства / Беда в Мексиканском заливе (продолжение) / Беда в Мексиканском заливе / Этажи ТРИЗ / Алгоритм работы с изобретательскими проектами / История Галльской жатки  / Эмоциональная Toyota  / Безразмерные кроссовки / Переход на микроуровень одна из основных тенденций развития дисплея  / Преобразование структурно подобных элементов технических систем  / «Медный Всадник»  / ТРИЗ-приемы для арт-композиции / Человек и Техническая Система (часть II)
Идеи и решения / Инструменты и методы / Решённые задачи / Старые и новые байки / Эволюция
Алгоритмы решения задач / Деревья эволюции / Идеальный конечный результат / Приемы Альтшуллера / Противоречие / Ресурсы / Физические эффекты / ...
Автомобили / Безопасность / Дисплеи / Материалы с особыми свойствами / Медицина / Приятные мелочи / Юзабилити / ...
Обзорный семинар по ТРИЗ / Семинар «Прогнозирование как метод управления бизнесом» / Семинар «Технология обхода патентов»

Copyright © 2002-2018 «Генератор»
Авторы сайта Н.Шпаковский, Е.Новицкая