На главнуюНаписать намenglish version
Мастодонты на колесах

26 января 2004
Сейчас уже стало привычным, что танк это бронированная боевая машина на гусеницах.

Сейчас уже стало привычным, что танк это бронированная боевая машина на гусеницах. Первый танк «Марк 1», созданный в 1916 году английскими конструкторами, имел гусеничный движитель. Применением гусеницы разрешалось обостренное противоречие, которое возникало бы при использовании колес. Колеса для подобной боевой машины должны быть очень большого диаметра чтобы обеспечить ей высокую проходимость, а такое колесо имеет ряд недостатков. 
Однако попытки разрешить проблему проходимости с помощью компромиссного варианта использования колес увеличенного диаметра все же были. Такой танк в мае 1915 г. предложил построить русский изобретатель капитан Лебеденко. Это был боевой аппарат массой 2,5 тыс. пудов (40-44 т) в виде гигантского орудийного лафета с диаметром ходовых колес 9 м и скоростью их вращения 10 об/мин. Предполагалось, что при этих параметрах машина без труда одолеет окоп, ров, вертикальную стенку, раздавит блиндаж и т. п. В течение минуты «колесница» покрывала 28 м, что равнялось скорости около 17 км/ч.

Была изготовлена масштабная модель машины с 30-сантиметровыми никелированными колесами и приводом от граммофонной пружины. Эту модель Лебеденко поднес царю Николаю II. Игрушка произвела впечатление, и деньги на строительство полноразмерной машины были выделены. На испытаниях в августе 1917-го машина двинулась с места, сломала передней осью большую старую берёзу и... увязла хвостовым катком в грунте. Ещё раз машину пытались заставить двинуться своим ходом в 1918 году, и столь же неудачно. 
«Царь-танк» (машину хотели назвать так по аналогии с «Царь-пушкой») по сей день является самой крупногабаритной боевой машиной из когда-либо сооруженных в практике мирового танкостроения. Это решение было, несомненно, сильным для того времени и тех условий. Простота конструкции, высокое расположение орудий и пулеметов над полем боя, хороший обзор для экипажа могли бы сделать колесный танк в условиях ведения боя того времени достаточно сильным противником. Чтобы остановить колесный танк, необходимо было попасть точно в ступицу ходового колеса, тогда как для гусеничного попадание в любое место гусеничной ленты было роковым.

К недостаткам такой конструкции следует отнести сложность маскировки 9-метрового танка на поле боя, высокое давление колес на грунт и невозможность ведения стрельбы в секторах, перекрытых колесами. Кроме того, разработчики допустили массу конструкторских промахов, главным из которых было неверное распределение нагрузки между ведущими колесами и хвостовым колесом. Все это привело к тому, что колесный танк Лебеденко остался курьезной конструкцией, мало повлиявшей на ход мирового танкостроения. 

Источник информации: «Моделист-Конструктор»

Вторая формула ТРИЗ / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №2) / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №1) / Эволюция технологий обработки почвы / Нари, нари, генари... / ТРИЗ и Six Sigma – друзья или соперники?  / Использование метода ФСА+ТРИЗ для совершенствования очесывающего зерноуборочного устройства / Беда в Мексиканском заливе (продолжение) / Беда в Мексиканском заливе / Этажи ТРИЗ / Алгоритм работы с изобретательскими проектами / История Галльской жатки  / Эмоциональная Toyota  / Безразмерные кроссовки / Переход на микроуровень одна из основных тенденций развития дисплея  / Преобразование структурно подобных элементов технических систем  / «Медный Всадник»  / ТРИЗ-приемы для арт-композиции / Человек и Техническая Система (часть II)
Идеи и решения / Инструменты и методы / Решённые задачи / Старые и новые байки / Эволюция
Алгоритмы решения задач / Деревья эволюции / Идеальный конечный результат / Приемы Альтшуллера / Противоречие / Ресурсы / Физические эффекты / ...
Автомобили / Безопасность / Дисплеи / Материалы с особыми свойствами / Медицина / Приятные мелочи / Юзабилити / ...
Обзорный семинар по ТРИЗ / Семинар «Прогнозирование как метод управления бизнесом» / Семинар «Технология обхода патентов»

Copyright © 2002-2019 «Генератор»
Авторы сайта Н.Шпаковский, Е.Новицкая