На главнуюНаписать намenglish version
Гибкое крыло

17 декабря 2003
Средства управления самолетом прошли в своем развитии полный виток спирали.

Органы управления обычного самолета представляют собой подвижные плоскости, «вырезанные» из его крыла и хвостового оперения и прикрепленные к несущим плоскостям при помощи шарниров. Такое крепление позволяет управляющим плоскостям отклоняться на некоторый угол согласно действиям пилота, изменяя положение самолета. Но в то же время этот тип крепления приводит к тому, что при их отклонении (а отклонять их при полете нужно постоянно) нарушается гладкость контура крыла и ухудшается обтекание его потоком воздуха.
Согласно тенденциям развития технических систем естественно ожидать перехода от шарнирного крепления к гибкой конструкции крыла.
Такое крыло разработано, и в испытательном центре НАСА в Калифорнии проходит

испытания так называемый трансформный сверхзвуковой самолет F/A-18, на котором установлены эластичные крылья (система AAW, Active Aeroelastic Wing). Управление изгибом крыла осуществляется при помощи скрытого внутри его привода. Это позволяет практически без нарушения гладкости контура отклонять носовую и хвостовую часть крыла при управлении самолетом.

Решение отказаться от привычных элеронов, предкрылков и других способов механизации крыла позволило существенно повысить аэродинамические свойства крыла, маневренность самолета и надежность его управления. Бесшовное гладкое крыло, лишенное вспомогательных механических поверхностей, имеет пониженное аэродинамическое сопротивление; привод управления эластичным крылом упрощается и облегчается. Кроме того, гибкое крыло легко сделать адаптивным, автоматически меняющим свою форму в зависимости от условий полета. Благодаря всем этим факторам возрастает экономичность и комфортабельность пассажирских самолетов, а военные самолеты станут еще менее заметными для радаров. 

Интересно, что испытания самолета с гибким крылом проводятся накануне столетия первого полета самолета братьев Райт. Управление этим самолетом осуществлялось посредством изгиба несущих поверхностей, так называемого «гоширования». Это было вызвано стремлением к максимальной простоте конструкции в совокупности с ресурсными возможностями весьма нежестких и малонагруженных крыльев с полотняной обшивкой. Возросшие скорость и грузоподъемность самолетов потребовало перехода к сравнительно жестким деревянным, а позже к металлическим конструкциям. И прогрессивное по тем временам решение управление изгибом поверхностей пришлось заменить на шарнирное крепление рулей и элеронов. Средства управления самолетом прошли в своем развитии полный виток спирали и вернулись на уровне современных материалов, технологий и средств управления к старому почти забытому техническому решению.
Следующим шагом в повышении динамизации крыла может быть система, позволяющая изменять его площадь, размах, угол стреловидности и другие параметры.

Вторая формула ТРИЗ / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №2) / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №1) / Эволюция технологий обработки почвы / Нари, нари, генари... / ТРИЗ и Six Sigma – друзья или соперники?  / Использование метода ФСА+ТРИЗ для совершенствования очесывающего зерноуборочного устройства / Беда в Мексиканском заливе (продолжение) / Беда в Мексиканском заливе / Этажи ТРИЗ / Алгоритм работы с изобретательскими проектами / История Галльской жатки  / Эмоциональная Toyota  / Безразмерные кроссовки / Переход на микроуровень одна из основных тенденций развития дисплея  / Преобразование структурно подобных элементов технических систем  / «Медный Всадник»  / ТРИЗ-приемы для арт-композиции / Человек и Техническая Система (часть II)
Идеи и решения / Инструменты и методы / Решённые задачи / Старые и новые байки / Эволюция
Алгоритмы решения задач / Деревья эволюции / Идеальный конечный результат / Приемы Альтшуллера / Противоречие / Ресурсы / Физические эффекты / ...
Автомобили / Безопасность / Дисплеи / Материалы с особыми свойствами / Медицина / Приятные мелочи / Юзабилити / ...
Обзорный семинар по ТРИЗ / Семинар «Прогнозирование как метод управления бизнесом» / Семинар «Технология обхода патентов»

Copyright © 2002-2019 «Генератор»
Авторы сайта Н.Шпаковский, Е.Новицкая