Нестандартные решения героя-летчика Александра Покрышкина.
Элитой авиации всегда были летчики-истребители. Воздушный бой требует быстрой реакции, искусного управления самолетом и меткости в стрельбе. Кроме этого, настоящий летчик-истребитель, ас, настойчив, выдержан, смел и сообразителен.
Александр Покрышкин, летчик-истребитель, прошел всю Вторую мировую войну, одержал множество побед и трижды был удостоен звания Героя Советского Союза. В его мемуарах и воспоминаниях знавших его летчиков отмечается, в первую очередь, постоянный поиск нестандарных, неожиданных для противника приемов боя. А было их великое множество.
Например, Покрышкин подметил следующее. Обучение молодого летчика всегда начинается с полетов по кругу. При этом, во всех летных школах, как советских, так и немецких, самолет двигался против часовой стрелки. Это естественно, поскольку пилоту, исходя из особенностей строения тела, всегда проще выполнить левый поворот. Вырабатывался своеобразный условный рефлекс
– в случае опасности пилот старался уйти влево. Сам Покрышкин применял простой и блестящий прием: в случае внезапного нападения мгновенно уходил вправо, сбивая противника с толку.
Еще одно из его «внедренных» решений связано с техникой патрулирования над прикрываемыми объектами. Обычно летчики кружились на высоте около полутора-двух километров, самолеты летели на так называемой «экономичной» скорости, когда мотор потребляет минимум горючего. Что было плохо? При внезапном появлении противника надо было набирать скорость или высоту, чтобы отразить атаку, а времени на это часто не было. Если же патрулировать на высоте трех четырех километров, условия для отражения атаки были превосходными, но на фоне земли трудно было заметить самолеты противника.
Чтобы разрешить это противоречие, Покрышкин предложил, так называемое, «маятниковое патрулирование». Пара разгонялась и набирала большую высоту. Затем, в верхней точке самолеты круто разворачивались и устремлялись в пикирование. Пройдя над защищаемым объектом на максимальной скорости и осмотревшись, пилоты опять уводили самолеты вверх и цикл повторялся. Положение прикрывающей пары резко улучшилось, поскольку в любой момент времени самолеты имели перед атакующим противником или преимущество по скорости, или запас высоты. Пилоты могли эффективно отразить атаку.
Интересно, что расход топлива при этом практически не увеличился, поскольку самолет двигался по огромной дуге и половину пути проходил по инерции.
Источник: Покрышкин. Познать себя в бою