На главнуюНаписать намenglish version
Летчик-ас

2 июня 2003
Нестандартные решения героя-летчика Александра Покрышкина.

Элитой авиации всегда были летчики-истребители. Воздушный бой требует быстрой реакции, искусного управления самолетом и меткости в стрельбе. Кроме этого, настоящий летчик-истребитель, ас, настойчив, выдержан, смел и сообразителен.
Александр Покрышкин, летчик-истребитель, прошел всю Вторую мировую войну, одержал множество побед и трижды был удостоен звания Героя Советского Союза. В его мемуарах и воспоминаниях знавших его летчиков отмечается, в первую очередь, постоянный поиск нестандарных, неожиданных для противника приемов боя. А было их великое множество.
Например, Покрышкин подметил следующее. Обучение молодого летчика всегда начинается с полетов по кругу. При этом, во всех летных школах, как советских, так и немецких, самолет двигался против часовой стрелки. Это естественно, поскольку пилоту, исходя из особенностей строения тела, всегда проще выполнить левый поворот. Вырабатывался своеобразный условный рефлекс в случае опасности пилот старался уйти влево. Сам Покрышкин применял простой и блестящий прием: в случае внезапного нападения мгновенно уходил вправо, сбивая противника с толку.
Еще одно из его «внедренных» решений связано с техникой патрулирования над прикрываемыми объектами. Обычно летчики кружились на высоте около полутора-двух километров, самолеты летели на так называемой «экономичной» скорости, когда мотор потребляет минимум горючего. Что было плохо? При внезапном появлении противника надо было набирать скорость или высоту, чтобы отразить атаку, а времени на это часто не было. Если же патрулировать на высоте трех четырех километров, условия для отражения атаки были превосходными, но на фоне земли трудно было заметить самолеты противника. 
Чтобы разрешить это противоречие, Покрышкин предложил, так называемое, «маятниковое патрулирование». Пара разгонялась и набирала большую высоту. Затем, в верхней точке самолеты круто разворачивались и устремлялись в пикирование. Пройдя над защищаемым объектом на максимальной скорости и осмотревшись, пилоты опять уводили самолеты вверх и цикл повторялся. Положение прикрывающей пары резко улучшилось, поскольку в любой момент времени самолеты имели перед атакующим противником или преимущество по скорости, или запас высоты. Пилоты могли эффективно отразить атаку.
Интересно, что расход топлива при этом практически не увеличился, поскольку самолет двигался по огромной дуге и половину пути проходил по инерции.

Источник: Покрышкин. Познать себя в бою

Вторая формула ТРИЗ / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №2) / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №1) / Эволюция технологий обработки почвы / Нари, нари, генари... / ТРИЗ и Six Sigma – друзья или соперники?  / Использование метода ФСА+ТРИЗ для совершенствования очесывающего зерноуборочного устройства / Беда в Мексиканском заливе (продолжение) / Беда в Мексиканском заливе / Этажи ТРИЗ / Алгоритм работы с изобретательскими проектами / История Галльской жатки  / Эмоциональная Toyota  / Безразмерные кроссовки / Переход на микроуровень одна из основных тенденций развития дисплея  / Преобразование структурно подобных элементов технических систем  / «Медный Всадник»  / ТРИЗ-приемы для арт-композиции / Человек и Техническая Система (часть II)
Идеи и решения / Инструменты и методы / Решённые задачи / Старые и новые байки / Эволюция
Алгоритмы решения задач / Деревья эволюции / Идеальный конечный результат / Приемы Альтшуллера / Противоречие / Ресурсы / Физические эффекты / ...
Автомобили / Безопасность / Дисплеи / Материалы с особыми свойствами / Медицина / Приятные мелочи / Юзабилити / ...
Обзорный семинар по ТРИЗ / Семинар «Прогнозирование как метод управления бизнесом» / Семинар «Технология обхода патентов»

Copyright © 2002-2025 «Генератор»
Авторы сайта Н.Шпаковский, Е.Новицкая