На главнуюНаписать намenglish version
Притяжение земли

3 ноября 2004
При решении изобретательской задачи очень важно понять причинно-следственную связь явлений...

При решении изобретательской задачи очень важно понять причинно-следственную связь явлений, происходящих в системе. Построение подобных цепочек процесс весьма интересный и приводит порой к совершенно неожиданным результатам.
В инженерной среде бытует такая история.

Вспомогательные двигатели одного из первых американских космических кораблей имели диаметр 5 футов, хотя оптимальный их диаметр по расчетам конструкторов должен был быть несколько больше. Такое ограничение было вызвано тем, что к месту сборки корабля двигатели перевозились по железной дороге, на протяжении которой было несколько туннелей. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8,5 дюймов, диаметр туннеля ненамного больше.
Возникает вопрос: почему стандартное расстояние между рельсами 4 фута 8,5 дюймов? Откуда взялась эта цифра? Железную дорогу в Штатах проектировали по английскому образцу. В Англии, в свою очередь, расстояние между рельсами было выбрано по аналогии с трамвайными путями, а стандартное расстояние между трамвайными рельсами как раз и составляло 4 фута 8,5 дюймов.
Но почему? Дело в том, что первые трамваи в Англии производились на том же заводе, на котором делали конные повозки. Расстояние между колёсами такой повозки 4 фута 8,5 дюймов. Повозки делали с таким расчётом, чтобы их колёса попадали в старые колеи на дорогах. А расстояние между колеями по всей Англии было 4 фута 8,5 дюймов.
Почему именно такое расстояние? Первые дороги в Великобритании прокладывали римляне, точнее, их боевые колесницы. И длина оси стандартной римской колесницы равняется... совершенно верно, 4 футам 8,5 дюймам. 
Одно непонятно: ни в одной известной системе мер эта длина (4 фута 8,5 дюйма) не является целым числом. Почему же римлянам вздумалось делать оси своих колесниц именно такой длины?
Разгадка проста: в такую колесницу обычно запрягали двух лошадей. 4 фута 8,5 дюйма это как раз средний размер двух лошадиных крупов. Вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения часто напрямую зависят от габаритов лошади, жившей две тысячи лет тому назад.

Прислал Сергей Хрущёв
В оформлении использован фрагмент скульптуры
Сергея Бондаренко 

 

Вторая формула ТРИЗ / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №2) / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №1) / Эволюция технологий обработки почвы / Нари, нари, генари... / ТРИЗ и Six Sigma – друзья или соперники?  / Использование метода ФСА+ТРИЗ для совершенствования очесывающего зерноуборочного устройства / Беда в Мексиканском заливе (продолжение) / Беда в Мексиканском заливе / Этажи ТРИЗ / Алгоритм работы с изобретательскими проектами / История Галльской жатки  / Эмоциональная Toyota  / Безразмерные кроссовки / Переход на микроуровень одна из основных тенденций развития дисплея  / Преобразование структурно подобных элементов технических систем  / «Медный Всадник»  / ТРИЗ-приемы для арт-композиции / Человек и Техническая Система (часть II)
Идеи и решения / Инструменты и методы / Решённые задачи / Старые и новые байки / Эволюция
Алгоритмы решения задач / Деревья эволюции / Идеальный конечный результат / Приемы Альтшуллера / Противоречие / Ресурсы / Физические эффекты / ...
Автомобили / Безопасность / Дисплеи / Материалы с особыми свойствами / Медицина / Приятные мелочи / Юзабилити / ...
Обзорный семинар по ТРИЗ / Семинар «Прогнозирование как метод управления бизнесом» / Семинар «Технология обхода патентов»

Copyright © 2002-2025 «Генератор»
Авторы сайта Н.Шпаковский, Е.Новицкая