На главнуюНаписать намenglish version
ТРИЗ-приемы для арт-композиции
Елена Новицкая

10 февраля 2003
Простенькое задание создать композицию из красного кружка и текста в 250 символов.

Предыстория: Мой друг-дизайнер, студент Иерусалимской Академии Искусств, впредверии сессии взмолился о помощи. Ему дали простенькое задание создать композицию из красного кружка и текста в 250 символов. Казалось бы, такое легкое задание не требует дополнительной помощи. Но ко времени сессии творческие силы растрачены за семестр на более серьезные задания, и сгенерировать достойную идею все сложнее. От меня требовалось подсказать графический ход, какую-то идею, и я решила провести эксперимент использовать изобретательские приемы для решения арт-задачи. Далее выдержка из письма:

"Итак, у нас есть задача создать композицию из красного кружка и текста в 250 символов. Неизвестны требования и ограничения, неизвестна методическая цель задания, поэтому мы не можем сформулировать противоречие, чтобы воспользоваться Таблицей Разрешения Противоречий Альтшуллера. Попробуем предлагать концепции, руководствуясь всеми изобретательскими приемами подряд. Для наглядности концепции сопровождаются эскизами.  

 

Прием 1 «Дробление». Разделить массив текста на две части, на много частей, расположить слова хаотично, слова раздробить на буквы и так далее.

 

Прием 2 «Вынесение». Отделить фрагмент текста и сделать на вынесенном фрагменте копозиционный акцент.

 

Прием 3 «Местное качество». Вся композиция бледно-размытая, в том числе и кружок, и есть четко и тщательно прорисованный акцент (в сочетании с предыдущим приемом).

 

Прием 5 «Объединение». Объединить кружок и текст в одно целое, перемешать их.

 

Прием 6 «Универсальность» (объект выполняет несколько функций, благодаря которым отпадает необходимость в других объектах). Сделать так, чтобы текст выполнял функцию кружка расположить его по кругу и покрасить в красный цвет. Кружок стал ненужным. Но, чтобы чтобы композиция стала выразительной, нужно оставить какой-нибудь текстовый «хвостик» снаружи кружка.

 

Прием 7 «Матрешка». Текст внутри текста, еще глубже кружок. Или наоборот.

 

Прием 13 «Наоборот» (вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие). Что может быть проще: использовать 250 красных кружков и одну букву. Только что скажет преподаватель...

 

Прием 15 «Динамичность». Внести в композицию динамику, движение, пусть это будет стремительная комета с красным ядром и хвостом из букв.

 

Прием 17 «Переход в другое измерение». Можно сделать двуслойную композицию. Первый слой с круглым отверстием, а красный цвет дает подложка. Или сделать композицию из набора полупрозрачных калек, на каждой из которых будет часть текста, это даст разнообразие тонов.

 

Прием 19 «Периодическое действие». Создать ритмичную композицию при помощи разделения текста на неравные фрагменты.

 

Прием 21 «Проскок». Организовать композицию так, чтобы взгляд «пролетал» через ее пространство, цепляясь за специально организованные композиционные узлы.

 

Прием 26 «Копирование». Можно сделать фон бледными буквами из 125 букв, сверху то же контрастными. Или зеркальное отображение текста.

 

Прием 27 «Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности». Этот прием не дал прямой подсказки, но подсказал идею использовать подчеркнутый контраст. Круг сделан из какого-то ценнейшего материала, а буквы «штампованный товар».

 

Прием 31 «Применение пористых материалов». Красный круг имеет полости, в которые помещены части текста.

 

Прием 32 «Изменение окраски» (подразумевается не только цвет, а оптические свойства в принципе). Можно поиграть с качествами поверхности бумаги, текста, красного кружочка, используя разные фактуры, прозрачность, зеркальность, глянец, матовость и прочее.

 

Прием 33 «Однородность». Привести все элементы композиции к «общему знаменателю», т. е. буквы должны иметь округлые очертания, круг должен казаться элемантом текста, например, одной из букв "О".

 

Получилось 16 концепций по 16-ти приемам (из 40). Безусловно, можно попробовать найти идеи и по подсказкам остальных приемов или поискать другие варианты решений по уже использованным приемам. Кроме того, можно попытаться применить приемы к каждому элементу композицию тексту, кругу, листу, а иногда к их взаимоотношениям. В любом случае, в результате количество идей будет более чем достаточным. Останется выбрать самую интересную или скомбинировать несколько наиболее перспективных идей.
Удачи!"

 

Финальный вариант (Вадим Зархин):

 

Вторая формула ТРИЗ / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №2) / Семинар по обмену опытом (ТРИЗ коллоквиум №1) / Эволюция технологий обработки почвы / Нари, нари, генари... / ТРИЗ и Six Sigma – друзья или соперники?  / Использование метода ФСА+ТРИЗ для совершенствования очесывающего зерноуборочного устройства / Беда в Мексиканском заливе (продолжение) / Беда в Мексиканском заливе / Этажи ТРИЗ / Алгоритм работы с изобретательскими проектами / История Галльской жатки  / Эмоциональная Toyota  / Безразмерные кроссовки / Переход на микроуровень одна из основных тенденций развития дисплея  / Преобразование структурно подобных элементов технических систем  / «Медный Всадник»  / ТРИЗ-приемы для арт-композиции / Человек и Техническая Система (часть II)
Идеи и решения / Инструменты и методы / Решённые задачи / Старые и новые байки / Эволюция
Алгоритмы решения задач / Деревья эволюции / Идеальный конечный результат / Приемы Альтшуллера / Противоречие / Ресурсы / Физические эффекты / ...
Автомобили / Безопасность / Дисплеи / Материалы с особыми свойствами / Медицина / Приятные мелочи / Юзабилити / ...
Обзорный семинар по ТРИЗ / Семинар «Прогнозирование как метод управления бизнесом» / Семинар «Технология обхода патентов»

Copyright © 2002-2024 «Генератор»
Авторы сайта Н.Шпаковский, Е.Новицкая