Елена Новицкая, Николай Шпаковский
3 декабря 2002 Как выбрать удачное доменное имя, если полностью адекватное названию сайта имя уже занято?
Очень важно, чтобы в основе нового сайта была новая, интересная идея. Нужно придумать такую идею, найти или создать и разместить на сайте интересные и хорошо проиллюстрированные материалы. Назвать свой сайт коротким, емким и хорошо запоминающимся словом.
Как выбрать имя для интернет-проекта? Оно должно быть короткое, лучше – из одного слова, внятное, хорошо запоминающееся визуально и на слух. Хорошо запоминается имя, немного неожиданное и парадоксальное по отношению к содержанию сайта, но не несовпадающее с содержанием полностью. Оно должно быть благозвучным (для восприятия на слух) и графически выразительным (для создания логотипа). Желательно, чтобы это слово ассоциировалось с каким-то наглядным образом. Если проект предполагает несколько разноязычных версий, то имя должно быть универсальным для всех выбранных языков. Требований много, они разносторонние, а в каких-то случаях и взаимоисключающие.
Наш сайт ориентирован на изобретательскую деятельность, на создание, генерацию новых идей. Поэтому для него было выбрано имя «ГЕНЕРАТОР».
Но этого еще недостаточно. Необходимо выбрать и зарегистрировать доменное имя для адреса сайта. Лучше всего иметь доменное имя, полностью совпадающее с названием сайта, то есть в нашем случае "generator. ***".
Как заполнить правую часть доменного имени? Увы, удачные домены нередко бывают заняты. В такой ситуации оказались и мы с нашим «ГЕНЕРАТОРОМ». Зона ***.com была первой в списке наших предпочтений. Но адекватный адрес generator.com был занят. Мы попробовали варианты с другими популярными зонами (***.org, ***.net, ***.info). Результат был тот же.
Пришлось попытать счастья в русской зоне Интернета. Вообще-то, использовать национальные домены мы собирались в самую последнюю очередь. Почему? Дело в том, что наш сайт – двуязычный. Главная функция доменного имени сайта – «запоминаться». Адрес сайта состоит минимум из двух частей – собственно имени и доменной зоны. Первая часть – уникальная, и запомнить ее сразу не всегда легко. Если еще и название доменной зоны не на слуху, и звучит непривычно, то возникают дополнительные сложности при запоминании доменного имени. То есть, выбрав зону ***.ru, мы усложняли запоминаемость адреса для пользователей англоязычной версии сайта. Но беспокойство оказалось излишним – доменное имя generator.ru уже было занято.
Что делать? Решили модифицировать имя. Но как?
При выборе имени рассматривался вариант «Генератор Решений» («generator of solutions»), потом вторая часть была отброшена из-за длины. А не добавить ли нам «-s» (generator-s.com), подразумевая полное название? Для английской версии это приемлимо, но для русской «-s» – случайный «довесок».
А что, если написать полностью: generatorsolutions.com? Очень уж длинно.
Попробуем просто изменить число, добавив "s" без дефиса. Generators.com: занят. Generators.org: занят. Generators.net: занят.
Тут мы приостановили метания по доменным зонам и призадумались. Мы явно используем метод проб и ошибок. Выбор доменного имени для сайта – это ЗАДАЧА, не хуже и не лучше других задач. Мы владеем методикой решения таких задач, почему бы не применить ее и в этом случае, воспользовавшись алгоритмом «Рождественская Елка» .
Исходное условие превращаем в концептуальную модель задачи: Легко запоминается адрес сайта, на 100% адекватный названию сайта. Мы не можем использовать такой адрес. Модификации названия случайны для пользователя, и, следовательно, их сложно запомнить. Как подобрать легкозапоминаемый адрес?
Какие ресурсы доступны? Буквы латинского алфавита, арабские цифры, некоторые знаки препинания и специальные символы.
Идеальный Конечный Результат: Модификация названия усиливает его запоминаемость по сравнению с адекватным названием.
Сформулируем противоречие:
Если мы изменяем параметр «Форма» (форма названия),
то ухудшается параметр «Надежность» (надежность запоминания).
Таблица разрешения противоречий Альтшуллера дает четыре рекомендации: приемы 24, 2, 40, 39.
24 – Прием «Посредник» (присоединить к объекту другой, легкоудаляемый, объект).
Концепция 1. Поскольку мы можем использовать ресурс латинского алфавита и некоторых других символов, то получается концепция, соответствующая нашим предыдущим решениям. Преимущество: возможность выбора незанятого имени. Недостаток: случайность модификации.
2 – Прием «Проскок».
Концепция 2. Использовать в адресе не все буквы, а через одну. Например, убрать все гласные, оставив только «g n r t r». Преимущество: есть простая и легкозапоминающаяся закономерность модификации слова. Кроме того, аналогичный способ написания – с пропуском гласных – используется в некоторых алфавитах. Если пользователь знает об этом факте, он легко запомнит наш адрес, связав его в своей памяти этой информацией. Недостаток: пользователь может на заметить эту закономерность.
40 – Прием «Применение композитных материалов».
Концепция 3. Однородный матерал (слово) сделать неоднородным – перемешать, например, с цифрами, знаками препинания. Преимущество: возможность выбора незанятого имени. Недостаток: сложно найти очевидную закономерность.
Концепция 4. Перемешать буквы, создав из имени анаграмму (rogenetar.com, nerogater.com, nerogaret.com и прочая чепуха). Преимущество: удивившийся пользователь, возможно, запомнит адрес. Недостаток: чересчур удивившийся пользователь, возможно, пожмет плечами и уйдет навсегда, тем более, что создать запоминающуюся анаграмму на двух языках весьма сложно.
39 – «Применение инертной среды» (изменить среду, в которой происходит действие).
Концепция 5. Найти доменную зону, не менее популярную, чем ***.com, но со свободным адресом для «generator». Концепцию невозможно реализовать, потому что такой зоны не существует.
Нужно сказать, что уже вторая концепция нас удовлетворила полностью, а остальные три были сформулированы исключительно из любви к искусству.
Решение: Адрес сайта образован только согласными буквами, взятыми из названия сайта (GNRTR.COM). Как вы уже поняли, такое решение оказалось удачным, и доменное имя http://gnrtr.com успешно зарегистрировано.
Сверхэффект: Решение задачи подсказывает возможный графический ход для создания логотипа – гласные буквы значительно мельче согласных.
|
|
|