Наш подход к обучению сотрудников компании решению сложных производственных задач при помощи эффективных методик. Система разработана и используется на компании Самсунг (Южная Корея).
Наряду с решением реальных производственных задач, важным этапом внедрения ТРИЗ в компании является обучение ее сотрудников. Главная проблема здесь, как правило, – нехватка времени. Для обучения ТРИЗ на начальном уровне требуется как минимум две недели, в полном объеме – около двух месяцев. На это время необходимо освободить каждого обучающегося от выполнения его производственных обязанностей, а это не всегда возможно.
Как разрешить эту ситуацию при помощи ТРИЗ?
Форма обучения
Существуют две основные формы обучения – семинары с преподавателем и обучение при помощи компьютерных программ.
Как видно из Табл.1. семинары, проводимые опытным преподавателем, достаточно эффективны, но большие затраты времени и средств на обучение одного сотрудника делают такую форму обучения недоступной для большинства сотрудников компании.
Кроме того, отбор студентов на такие семинары часто осуществляется в случайном порядке, без достаточного учета индивидуальных особенностей. При этом не всегда возможно подобрать сотрудников, наиболее подходящих для консалтинговой работы. Часто пригодность или непригодность сотрудника можно определить только после проведения занятий, когда время и средства уже затрачены.
Обучение при помощи компьютерных программ практически не требует использования рабочего времени и затрат. При достаточной мотивации каждый сотрудник может обучаться самостоятельно в перерывах между работой и в свободное время. Однако эффективность такого обучения невысока, поскольку компьютерные программы не учитывают индивидуальных особенностей каждого учащегося. Возникает противоречие между эффективностью обучения и затратами времени и средств на его проведение.
|
Таблица 1 |
Таким образом, мы имеем две альтернативные системы обучения и можем разрешить заключенное в этой ситуации противоречие путем объединения этих систем по методике, предложенной С. Литвиным и В. Герасимовым (1).
|
Интеграция двух обучающих систем «Компьютер + Учитель» |
В такой объединенной системе обучения основная информация и контрольные задания должны быть представлены на электронных носителях информации и быть доступными обучающемуся в любое время, например, через Интернет или через корпоративную сеть компании. Кроме этого, необходимо предусмотреть возможность контакта каждого студента с персональным преподавателем-консультантом через компьютерную сеть. Преподаватель принимает и оценивает контрольные задания, а также может ответить на возникшие вопросы и помочь студенту наиболее рациональным образом выполнить необходимые при решении задач действия. При этом личный контакт студента и преподавателя не обязателен. Таким образом, объединяются преимущества двух конкурирующих систем обучения.
Семинар или тренинг?
Какой способ обучения выбрать для нашей онлайновой системы? Говоря упрощенно, существуют два способа обучения.
Первый, условно назовем его академическим, заключается в том, что обучаемому в полном объеме объясняют теорию предмета, а затем предлагают закрепить полученные знания решением учебных задач. Для этого требуется большое количество времени и обязательное наличие преподавателя. Цель такого обучения – дать студенту знания, которые в дальнейшем дополняются и поддерживаются постоянными практическими упражнениями.
Второй способ обучения – тренинг. Здесь обучаемому предлагается выполнить некоторое действие, а теоретические знания привлекаются тогда и в той мере, когда и насколько это необходимо. Примером может служить обучение любому повторяющемуся действию, например, вождению автомобиля или самолета. Цель тренинга – выработать навык выполнения действий. Дальнейшее обучение идет по пути более глубокого овладевания теоретическими знаниями, необходимыми для понимания смысла, заложенного в основу выполняемых действий.
Поскольку на начальном этапе обучения нам необходимо в первую очередь дать студенту навык решения задач, для онлайновой обучающей системы наиболее подходит тренинг.
Структура
Для эффективного обучения решению задач при помощи тренинга нам необходимо иметь четкую структуру решения задачи. Тогда можно многократно повторять процесс решения, объясняя и закрепляя особенности выполнения каждого действия.
При реальном применении ТРИЗ используется несколько подходов к решению задач (2,3).
1. Случайным образом.
При этом задача решается тем инструментом ТРИЗ, в понятиях которого она сформулирована. Например, если в условии задачи просматривается техническое противоречие, то решающий будет в первую очередь искать, каким приемом можно его разрешить. Если условие задачи описано через взаимодействие двух или нескольких объектов, – применяются стандарты или эффекты. Такой подход позволяет решить задачу, но неудобен для обучения, поскольку информация рассредоточена по нескольким разделам ТРИЗ.
|
Решение задачи при недостаточном понимании ТРИЗ |
2. С использование АРИЗ.
АРИЗ дает четкую схему решения задачи, но его структура представляется слишком жесткой и требует длительного предварительного обучения. Кроме того, АРИЗ – инструмент для разрешения сложных обостренных противоречий, что сравнительно редко встречается на практике.
|
Решение задачи в соответствии с АРИЗ |
3. С использованием основных положений ОТСМ.
Подход ОТСМ, развиваемый в последнее время Н. Хоменко, более привлекателен в этом отношении (4,5). Четко ограниченное сужающееся пространство поиска предполагает в тоже время некоторую свободу действий в его пределах. Кроме того, ОТСМ предусматривает действия при решении задачи в соответствии с классической декартовой схемой познания – «переход от конкретной ситуации к ее абстрактным моделям; преобразование этих моделей; построение конкретного решения», что более понятно инженерам, имеющим традиционное образование.
|
Решение задачи в соответствии с ОТСМ |
Наш подход следующий – для разработки наиболее подходящей структуры решения задачи целесообразно объединить ОТСМ с элементами АРИЗ. Это можно сделать, если жестко задать несколько ключевых точек процесса решения, предусмотрев более или менее свободное выполнение переходов между ними. Такая структура разработана авторами на основе многолетнего опыта решения реальных задач и поясняется диаграммой «Рождественская елка», которая достаточно подробно описана в январском номере журнала ТРИЗ (статья «Структурная схема решения задач»).
|
Предлагаемый подход к решению задачи |
ТРИЗ-тренер
На основе такого подхода, развиваемого нами при решении реальных производственных задач в течение многих лет, для компании САМСУНГ (Корея) разработана онлайновая система обучения «ТРИЗ-тренер» (демо-версия).
|
Главная страница ТРИЗ-тренера |
Информация, предлагаемая студенту в «ТРИЗ-тренере» сгруппирована в несколько функциональных блоков главными из которых являются следующие:
1. Контрольные задания.
Блок «Контрольные задания» предлагает для решения студентам набор задач с возможной структурой их решения. Условия задач поясняются анимированными иллюстрациями.
|
Контрольные задания |
2. Разборы задач.
Предлагаются подробные разборы учебных и реальных производственных задач, построенных в соответствии с диаграммой «Рождественская елка».
|
Разборы задач |
3. Процедура решения.
В этой части ТРИЗ тренера изложены необходимые теоретические сведения о ключевых точках процесса решения задачи и переходах между ними.
|
Процедура решения |
Обучающая система «ТРИЗ тренер» предусматривает удобное взаимодействие обучаемого со своим учителем через коммуникационный раздел. Благодаря этому ученик имеет возможность в любое время задать любой вопрос, в том числе по решению реальным проблем, с которыми он работает, а у учителя есть возможность оценить индивидуальные способности каждого ученика. Такая структура позволяет учителю вести одновременно группу обучающихся, дополнительно к этому ученик имеет возможность постоянно консультироваться со своим учителем.
Кроме этого, есть глоссарий с краткими определениями понятий, используемых в ТРИЗ-тренере, и ссылки на использованную и рекомендуемую для самосовершенствования литературу.
Структура обучения сотрудников компании. Применение онлайновой обучающей системы ТРИЗ-тренер в дополнение к традиционному обучению (ряд последовательных семинаров, проводимых преподавателем), позволяет получить значительные преимущества. Появляется возможность проводить обучение сотрудников компании в несколько этапов с повышением сложности изучаемого материала.
|
Схема трехступенчатого обучения специалистов компании решению задач с применением ТРИЗ |
Первый, начальный, этап обучения, проводимый с помощью системы ТРИЗ-тренер, могут пройти все сотрудники компании. При этом студенты получают начальные знания о ТРИЗ и навыки решения задач. На этом этапе обучающийся может усвоить логику построения решения и закрепить ее путем решения определенного количества учебных задач. После начального этапа обучения производится отбор наиболее способных сотрудников, которых можно рекомендовать для дальнейшего обучения на семинарах с преподавателем.
На втором этапе обучения студент имеет возможность усовершенствовать полученные с помощью ТРИЗ-тренера знания, более глубоко изучить теоретические основы ТРИЗ, пройти углубленный практикум решения учебных и реальных задач под руководством опытного преподавателя.
Окончательный этап обучения – стажировка сотрудников в решении реальных задач под руководством опытного ТРИЗ консультанта. Здесь можно глубже понять теоретические основы решения задач и получить практический навык по выделению задач из реальной производственной ситуации и их решению. Научиться целенаправленному поиску информации при работе со специалистами команды-заказчика, а также выработать навыки оценки и выбора решения, лучшего в конкретной ситуации.
Выводы
1. Обучение основам решения задач с помощью онлайновая система «ТРИЗ-тренер» имеет высокую эффективность.
2. Стоимость обучения одного студента значительно ниже, чем семинаров с преподавателем.
3. Студент может заниматься в удобное для него время.
4. Обучение может пройти каждый желающий сотрудник компании.
5. Обеспечивается эффективная реклама ТРИЗ среди сотрудников и руководства компании.
6. Онлайновая система «ТРИЗ-тренер» хорошо интегрируется в традиционную структуру обучения специалистов компании.
Демо-версия ТРИЗ-тренера
Доклад подготовлен для заочного участия в ТРИЗ-конференции в Челябинске, Россия, ноябрь 2002.
Литература:
1. Litvin S. S., Gerassimov V. M. «Development of alternative technical systems by incorporating them into supersystem». Proc. ICED 91 Zurich, Vol. 1, 1991, pp 42-45.
2. Altshuller, Genrikh. «The Innovative Algorithm. TRIZ, Systematic Innovation and Technical Creativity». Technical Innovation Center, INC. Worcester, MA. 1999.
3. Salamatov Y. «TRIZ: The Right Solution at the Right Time». Published by Insytec, 1999.
4. N. Knomenko. «TRIZ how General Theory of Strong Thinking (OTSM)». (In Russian).
5. Sebastien Dubois, Nikolay Khomenko, Pilippe Lutz, Ronald De Guio. «Problem formulation – A Key Step in the process of Resolution of Inventive Problem». World Conference «TRIZ future 2001».