Удивительно, какой самостоятельной жизнью живут решенные задачи.
Будучи недавно в Корее я услышал диковинный рассказ о задаче про хоум бар холодильника. Сколь интересна была эта история! Особенно меня поразило, что, согласно молве, отчаявшиеся решатели придумали посоветоваться с детьми, школьниками, и те помогли решить эту проблему. С огромным трудом узнал я нашу задачку, которую мы с Кимом Хеджуном решали давным-давно в 2001 году. Она была простенькой, но запомнилась.
Весна в Корее начинается в конце февраля, исподволь, не спеша. Просто вдруг замечаешь, как горы окрашиваются нежнейшим фиолетовым цветом – это деревья начинают выпускать почки, наливать их весенней взрывной силой… И вдруг, совершенно неожиданно, кустарники вдоль дорог покрываются маленькими пронзительно-желтыми цветками, которые здесь называют «генари».
Ярким весенним днем мы, ТРИЗ группа Самсунговского института передовых технологий, весело катили в Кванджу, на завод холодильников. За новыми задачами, к новым идеям. Это был уже не первый визит на этот завод. Вообще за год, который прошел с образования ТРИЗ группы, мы хорошо наточили зубы на изобретательских проектах. Конечно, группа – это слишком сильно сказано. Сотрудник отдела 6 сигм Ким Хеджун и автор этих строк, вот и вся основная ударная сила. Кроме того, где-то в европейской «дубраве» располагался мощный засадный полк – Коля Хоменко, – регулярно наезжавший для проведения семинаров, и с удовольствием помогавший решать сложные задачи.
Ким вел машину, улыбаясь своим мыслям и напевая тихонько «Нари, нари, генари…». В активе группы уже было несколько признанных удач, так что жизнь играла всеми красками, небо было голубым, а трава – зеленой.
Работать с заводом холодильников всегда было хорошо и просто, поскольку на встречи приходили не менеджеры, а инженеры-практики. Как правило, они понимали суть дела и могли ответить на любой вопрос. Вот и на этом митинге проблема была обозначена предельно корректно: снизить стоимость новой модели холодильника.
Тут надо пояснить, как устроен корейский холодильник. Это здоровенный шкаф, дверки которого открываются на две стороны. С левой стороны расположен морозильник, с правой – собственно холодильник. Всякий холодильник имеет очень полезное устройство – «хоум бар». В дверке холодильного отделения есть маленькое окно, закрытое дополнительной дверочкой. Дверочка открывается сверху вниз и удерживается в горизонтальном положении двумя раскосами, так что образуется столик. Через образовавшийся проем можно получить доступ к небольшой полке, установленной ниже проема и изолированной от основного объема холодильника легким пластиковым кожухом. Устройство это очень популярно, поскольку можно взять с полочки сок, молоко или пиво, какую-то закусь, не открывая большой двери и не выпуская драгоценный холод.
Как снизить стоимость – примерно понятно. Для этого, как говаривал кот Матроскин, нужно что-то ненужное продать. То есть, удалить какие-то компоненты, выполняющие необязательные функции. Вроде просто, но определить, что именно можно удалить, не всегда легко.
Но не в этот раз. У производственной группы вырос большой зуб на раскосы, поддерживающие дверку в горизонтальном положении. Каждый раскос – это две металлических пластинки и три простейших шарнира, соединяющих эти пластинки. Несмотря на простоту, парочка таких раскосов тянула в производстве почти на 7 долларов.
Нельзя сказать, что в эту сторону не думали конкуренты. Элджи (Диос) и Дженерал Электрик придумали более простую конструкцию. Их раскос – это пластинка, на одном конце которой выполнен шарнир, а на другом – штырек, элемент скольжения. При закрытии-открытии дверки штырек ездит по направляющему пазу. Выглядит это немного эстетичней, чем трехшарнирные раскосы, но не похоже, чтобы такая конструкция была сильно уж дешевле.
Речь докладчика текла плавно. Привычно выхватывая из потока информации ключевые слова, я внезапно споткнулся о слово «чилдрен». Причем тут дети я не понял, но общую суть дела, кажется, ухватил. Раскосы – это плохо и нужно сделать, чтобы они стали дешевыми.
Рассказав все, что хотели, инженеры задали коронный вопрос: «Как быть?». Ну, как быть, понятно – нужно следовать методике!
– Согласно требованиям идеальности раскосов не должно быть вообще, ведь лучший раскос – это тот, который отсутствует, а функция его выполняется – выпалил коронную «мантру» Хеджун.
– Тогда нужно вообще убрать раскосы! – сказал спокойный кореец, одетый в синюю фирменную куртку.
«Ну, молодец, мужик! Вот, собственно и все» – подумалось мне – «Надеюсь, они не забудут включить его в патент!»
Действительно, если сделать так, чтобы открытая дверка упиралась во что-то за шарниром, внутри холодильника, то раскосы будут не нужны. Какие ресурсы есть для этого? В первую очередь это полка, на которой будут стоять напитки, и лежать вкусности. На доске появилась такая картинка.
– Давайте оценим решение! – призвал мой менеджер.
Ответ команды был единодушен:
– Решение плохое, поскольку полка расположена слишком высоко, продукты доставать неудобно.
Что делать дальше? Нужно опустить полку вниз, на ее законное место.
Тогда к положению самой дверки предъявляются противоречивые требования:
• Заднее плечо дверки должно располагаться ниже полки, чтобы было, куда его упереть.
• Заднее плечо дверки должно располагаться выше полки, потому что полка уже установлена ниже проема, чтобы было удобно доставать продукты.
Противоречие несложное, оно легко решается в пространстве. Действительно, совершенно не нужно опирать дверку по всей ширине. Достаточно сделать это по краям, и ее фиксация будет обеспечена. А полка пусть располагается внизу. Теперь банкам и бутылкам ничего не мешает.
Назад мы ехали, стараясь гордиться решенной задачей, и тщательно скрывая друг от друга недоумение: ведь задачка-то простенькая, решается на-раз, специалисты компании достаточно квалифицированны… Что же помешало им найти решение? Однако долго думать об этом не получилось. Это было время, когда на САМСУНГе нужно было еще доказывать как состоятельность самой ТРИЗ, так законность существования ТРИЗ группы. Вихрь других проектов выдул из головы и холодильник, и «хоум бар», и его дверку. Но чуяла душенька, что этим дело не кончилось, так оно и вышло.
Будучи в Кванджу уже по другому проекту, мы поинтересовались судьбой дверки хоум бара. Ответ получили следующий: решение не принято, поскольку оно не проходит по требованиям безопасности. Оказывается, требования к прочности этой злосчастной дверки таковы, что три ребенка, которым вдруг придет в голову повиснуть на ней, не должны сломать крепление. Именно три, поскольку уцепиться за дверку можно с трех сторон. По мнению производственной команды, предложенные боковые упоры не могли обеспечить такую прочность.
Услышав это, мы забили во все колокола и попросили встречи с командой. На митинге был задан только один вопрос:
– Представьте себе, что три сорванца все вдруг прыгнули на дверку и повисли на ней. Дверка выдержала, но… холодильник всей своей массой опрокинулся прямо на них! Этот случай гораздо опаснее разбитых носов, вы не находите?
Минута молчания и… предложения посыпались как из рога изобилия. В финале получилось следующее: боковые упоры – использовать. Но усилие, которое должна удерживать дверка в горизонтальном положении, выбрать таким, чтобы взрослый мужчина, сильно опершись на дверку локтями, не мог ее сломать. А при чрезмерной нагрузке, ударе и т.п. – дверка должна не ломаться, но складываться вниз. А еще нужно сделать так, чтобы хозяин холодильника мог потом без труда поставить дверку на место. Такая дверка и была внедрена в конструкцию всех самсунговских холодильников.
Многое открылось мне за время этого короткого митинга. Ох, недаром Альтшуллер столько внимания уделял борьбе с психологической инерцией. Наблюдая за командой местных инженеров, я старался понять, что же именно не давало специалистам решить задачу самим. Клетка, ментальная клетка… Каждый человек невольно выстраивает вокруг себя психологическую ограду из ограничений, и уволакивает туда задачу, как крестьянин сносит в ригу урожай, чтобы без помех обмолотить его. Такая стена, будучи однажды построенной, оказывается на удивление прочной. Выйти за пределы добровольно возведенной виртуальной клетки, а тем более уяснить, что любое ограничение может быть легко уточнено и изменено – очень непросто.
Что до дверки хоум бара, то проблему здесь создавали нечетко сформулированные и крепко выстроенные начальственной рукой ограничения. Несомненно, специалисты могли решить задачу по устранению раскосов и без нас, да и помощь наша была минимальной. Но все же можно считать, что консультирование состоялось. Кстати сказать, усилия наши были оценены, и вскоре для ТРИЗ группы прибыла посылка из Кванджу: холодильник новой конструкции и напутствие: «Вот придумывайте все полезное и нам присылайте!»
А в нашу копилку легла еще одна крупица опыта: «Задача – не крепость, обозначай границы, но не строй заборы».
* * *
Недавно в Сувоне я встретил Кима Хеджуна. В огромном шумном супермаркете, где деловито сновали корейцы, стройными рядами расположились холодильники, среди них и самсунговские, с нашей дверочкой. Хеджун подошел, несколько раз открыл и закрыл хоум бар, покачал головой и тихо напел: «Нари, нари, генари…».
Сувон, 2010.